Монтаж резервуаров РВС, РГС

Резервуары монтируются по проектам ППР и КМ в соответствии с нормами ГОСТ1385-2008.

Монтажная площадка в обязательном порядке обустраивается с учетом генерального строительного плана, и на ней должны отводиться места для складирования, перемещения и использования подъемно-транспортных устройств, прокладки дорог на время проведения работ и размещения различных помещений. Кроме того, требуются сети водо-, электроснабжения и связи, а также средства тушения пожаров.

Прежде чем устанавливать резервуар, необходимо обустроить фундамент и основание для него. Их приемка осуществляется заказчиком в присутствии монтажника и представителей строительной компании с обязательным оформлением соответствующего акта.

1 ЭТАП – ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТ ПО МОНТАЖУ РЕЗЕРВУАРОВ

В качестве основания для установки резервуаров выступает ППР (Проект производства работ), который готовится профильной проектной организацией на базе проекта КМ.

В этом технологическом документе должны присутствовать такие обязательные сведения:

  • генеральный план монтажной площадки, в котором необходимо указать, какая подъемно-транспортная техника будет использоваться и где размещаться;
  • перечень и содержание мероприятий, призванных обеспечить точную сборку всех конструктивных элементов резервуаров и их неизменное положение в пространстве в ходе проведения сборки;
  • описание действий, обеспечивающих несущую способность конструктивных элементов под воздействием нагрузок, возникающих при монтаже;
  • формы контроля и объемы соответствующих мероприятий;
  • качественные показатели, которым должны соответствовать сборно-сварочные работы, для каждой из операций, осуществляемых в рамках установки;
  • перечень требований, связанных с охраной окружающей среды;
  • пошаговая схема испытаний установленного оборудования;
  • критерии безопасности и обеспечения охраны труда.

Готовое изделие должно соответствовать нормам, предусмотренным в ГОСТ 52910-2008, а также проекту КМ.

В Проекте производства работ описываются этапы установки разных составляющих резервуара, в том числе использование необходимых для этого приспособлений и оснащения. Кроме того, в ППР содержится информация о действиях, необходимых для того, чтобы резервуар был сконструирован геометрически точно, а деформация вследствие усадки сварных швов сводилась к минимуму.

Обязательно ведется Журнал операционного контроля и контролируется, насколько качественно производятся монтаж и сварка.

2 ЭТАП – ПЕРЕВОЗКА, РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ И ПРИЕМ ЗАГОТОВОК

Рулонные конструкции перевозятся, как правило, на четырехосных платформах, грузоподъемность которых составляет 60 тонн. Для разгрузки рулонов с платформы, исходя из того, насколько они высокие и тяжелые, и есть ли на площадке, где будут собираться резервуары, грузоподъемная техника, могут использоваться такие технические средства: тракторы или краны для подъема грузов. При этом принимается во внимание, где у рулона расположен центр тяжести (это место указывается производителем на поверхности рулона). Если рулоны разгружаются при помощи трактора, требуется закрепление платформы специальными башмаками для торможения.

После разгрузки рулоны перевозятся на строительную площадку на санях (зимой и летом по бездорожью) или трайлерах (когда есть дороги). Если расстояние незначительное и поверхность достаточно ровная, рулоны могут перекатываться тракторами. Важно при этом, чтобы они вращались не в том же направлении, в котором их сворачивали на производстве. В противном случае с большой вероятностью сломаются планки, защищающие рулон от того, чтобы он раскручивался слишком упруго.

Металлоконструкции должны приниматься для последующей установки при участии представителей компании, осуществляющей монтаж, и заказчика. При этом оформляется акт по установленному образцу, к которому прилагаются:

  • отгрузочные (комплектовочные) ведомости;
  • КМД производителя;
  • карты, в которых зафиксированы данные проверки сварных соединений;
  • данные испытаний и замеров, произведенных в процессе входного контроля на заводе;
  • сертификаты на материалы, которые используются при проведении сварочных работ.

3 ЭТАП – МОНТАЖ РЕЗЕРВУАРОВ

Как развивались методы сборки

Для монтажа резервуаров вертикальной конструкции раньше использовалась полистная технология, то есть их собирали из листов. При этом применялись краны с подходящими по длине стрелами. Сначала собирали днище и только после этого стенки.

Позже появилась технология подращивания, при использовании которой процесс частично индустриализировался для того, чтобы можно было перевести самые сложные операции на строительные организации. Минусы этого метода – трудоемкость, сложность оснащения и необходимость обеспечивать устойчивость резервуаров при монтаже.

Один из типов подращивания – спиральный способ с использованием первого пояса в качестве своеобразного шаблона и обеспечением возможности вращения за счет специальных устройств на электроприводах для достижения высокого качества сварки, которое может производиться исключительно в одном месте со специальным оборудованием. Эта технология не получила широкого распространения из-за высокой сложности необходимого оснащения и оборудования.

В Советском Союзе в 50-х годах прошлого века предложили рулонированный способ создания крупных резервуаров, который соответствовал актуальным требованиям механизации и при этом позволял сэкономить. Такая технология предполагает сварку стенок и днища на заводе с последующей доставкой в виде рулонов на строительную площадку, где резервуар «разворачивают», соединяют рулоны и монтируют кровлю.

Поэтапная схема монтажа резервуаров

Так как речь идет о крупных объектах с длинными сварными швами, исключительно важно, чтобы работы были организованы грамотно и проводились в правильной последовательности. Если резервуар монтируется грамотно, это позволяет минимизировать остаточные напряжения, возникающие вследствие усадки швов, а также избежать коробления листов.

Монтаж осуществляется по такой схеме.

  1. Устанавливается днище.
  2. Проводится его испытание.
  3. Днище покрываются специальным средством, защищающим от коррозии.
  4. Оно опускается на фундамент.
  5. Собираются и свариваются стенки.
  6. Собирается и сваривается каркас жесткости для кровли.
  7. Монтируются навесные устройства.
  8. Испытываются крыша и стенки.
  9. Готовый резервуар окрашивают.

4 ЭТАП – УСТАНОВКА ДНИЩА

1 – Монтаж днищ из рулонов

Если объем резервуаров не превышает 2 тысячи м3, а диаметр 12 м, в большинстве случаев днища для них свариваются на заводе-производителе и сворачиваются в рулон. Он перемещается на основание таким образом, чтобы ось основания и центр рулона совпадали. Для более крупных резервуаров изготавливаются днища, состоящие из нескольких элементов, которые укладываются друг на друга и сворачиваются в рулон.

Когда днище состоит из двух элементов, рулон размещают на основании таким образом, чтобы та часть, которая представляет собой оболочку рулона, после его разворачивания оказалась размещена, как того требует проект. Вторая часть при этом будет расположена на первой.

Разворачивание днища. Под воздействием кислорода планки, используемые для скрепления рулона, перерезаются, петля каната ослабляется, и это позволяет развернуть рулон. Если это не происходит самостоятельно, задействуется лебедка или трактор. После полного разворачивания к центру верхней половины днища приваривается скоба, и к ней крепится канат, при помощи которого перемещается нижняя половина с использованием лебедки или трактора. Дальше части днища собирают внахлест для последующей сварки. Их плотно прижимают друг к другу и закрепляют прихватками.

Если днище состоит из трех элементов, по очереди скрученных в рулон, после того, как разворачивается первая часть, оставшиеся рулоны снова грузятся на сани или при помощи трактора перемещаются в положение, необходимое для разворачивания второй части, а затем эти манипуляции повторяются для монтажа последнего элемента конструкции.

2 – Полистовая сборка как способ установки днища

Если днище поступило от производителя в виде листов, оно монтируется следующим образом. На готовом фундаменте параллельно складываются клетки из бревен, на них укладываются доски, а сверху монтируется днище. Сегментное кольцо, к которому приварен первый пояс, и центральная часть собираются и свариваются отдельно. Центральная часть начинает собираться с полосы, которая проходит через центральную часть основания. Дальше собираются нижние полосы. Швы на стыке полос прихватывают в нескольких местах и сваривают, когда собрана вся полоса. Когда сварка нижних полос завершена, те же манипуляции производят с верхними.

При проведении окончательной сварки необходимо в точности придерживаться определенной последовательности.

3 – Обработка днища антикоррозийными средствами

Поверхность предварительно очищается до появления блеска, после чего тонким слоем накладывается защитная грунтовка (праймер в виде раствора битума в бензине или стеаринового гудрона в бензоле).

Дождавшись высыхания грунтовки, необходимо покрыть днище горячим битумом в сочетании с наполнителем в два слоя.

5 ЭТАП – МОНТАЖ И СВАРКА СТЕНОК РЕЗЕРВУАРА

Стенка может быть рулированной или листовой. В первом случае ее установка осуществляется в такой последовательности.

  1. Рулон поднимается в проектное положение.
  2. Полотнище стенки разворачивают.
  3. Формообразуются его концевые участки.
  4. Сваривается монтажный стык.

При полистовом методе сборки сначала собирается первый пояс, после чего вверх по поясам устанавливаются листы стенки.

Если для установки резервуаров используется такой метод, необходимо придерживаться следующих правил:

  • листы первого пояса собираются с учетом допустимых отклонений, предусмотренных в ППР;
  • при сборке листов между собой и с днищем используются специальные приспособления;
  • стыки следует собирать зазорами для последующей сварки.

Отдельные элементы собираются при помощи прихваток. Предварительно с использованием специальным приспособлений детали плотно прижимаются друг к другу. Использовать технологию, при которой листы собираются с продавливанием в них отверстий (например, на болтах), запрещено.

6 ЭТАП – УСТАНОВКА КРЫШИ (ПОНТОНА)

У резервуаров могут быть как стационарные, так и динамичные кровли. Стационарные с учетом их конструктивных особенностей монтируются следующим образом:

  • для установки каркасной кровли сферической или конической формы используется центральная стойка;
  • если у сферической или конической крыши нет каркаса либо детали настила и каркаса раздельные, монтаж осуществляется сверху без использования стойки;
  • когда элементы настила раздельные, крыша может монтироваться изнутри резервуара без стойки;
  • каркасную крышу сферической формы можно также установить внутри и после этого поднять ее в проектное положение.

Когда разрабатывается технология установки стационарной крыши, важно принимать во внимание, какие монтажные нагрузки будут воздействовать на всю крышу и отдельные элементы ее конструкции. Если есть такая потребность, используются приспособления, предотвращающие деформации (например, временные распорки и связи).

Плавающие крыши и понтоны монтируются на днище после того, как его полностью соберут и проконтролируют герметичность.

7 ЭТАП – УСТАНОВКА ПАТРУБКОВ И ЛЮКОВ

Когда производится разметка мест в стенке для монтажа патрубков и люков, необходимо придерживаться требований по допустимым промежуткам между швами.

Горизонтальный шов может перекрываться усиливающим листом как минимум на 150 мм. При этом ту часть шва, которая перекрывается, необходимо проконтролировать радиографическим способом.